среда, 30 марта 2016 г.

Торговые сети перестают сдерживать рост цен

Российские розничные продавцы готовятся к новому ускорению роста цен, показал обзор тенденций в розничной торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Оценки экспертов ВШЭ основаны на результатах опросов около 4000 руководителей торговых организаций из 82 субъектов России, проводимых ежеквартально Росстатом.

Опрос предпринимателей в январе - марте 2016 г. привел экспертов ВШЭ к выводу: в условиях девальвации рубля и ужесточения денежно-кредитной политики бизнесмены не сумели ни стабилизировать рост цен, ни удержать их уровень.

Если в прошлом году продавцы пытались в «ручном режиме» регулировать цены, то в этом году этот подход, «похоже, себя исчерпал», говорится в исследовании ВШЭ. Данные опросов на протяжении года не фиксировали роста текущей и ожидаемой инфляционной составляющей.

Но по итогам I квартала 2016 г. все большая часть продавцов констатируют: инфляция начинает ускоряться сейчас и продолжит разгон в ближайшем будущем. «О повышении цен реализации сообщили уже 55% респондентов против 49% в IV квартале 2015 г.», - подсчитали экономисты. На II квартал 2016 г. уже 50% руководителей розничных компаний заявили о готовящемся новом инфляционном витке. Баланс ожиданий показателя «цена реализации» увеличился с +41 до +48% (то есть выросло число респондентов, ожидающих роста показателя).

Официальная статистика пока не фиксировала ускорения инфляции. По данным Росстата, с 15 по 21 марта 2016 г. потребительские цены в России выросли на 0,1%, с начала марта - на 0,4%, с начала года - на 2,0%. Это медленнее, чем рост цен год назад: в марте 2015 г. инфляция составляла за месяц 1,2%, с начала года - 107,4%.

Экономисты ВШЭ оговариваются, что пока трудно однозначно сказать, почему прервался антиинфляционный настрой предпринимателей. Это может быть связано с попытками руководителей торговых компаний за счет роста цен сохранить рентабельность при том, что товарооборот падает, а период после Нового года - традиционно не самый удачный для них. Но также это может быть и действительно началом нового ценового ралли, говорится в обзоре ВШЭ.

«Скорее всего, это первый сценарий», - предполагают экономисты. Сейчас нет «убедительных макроэкономических причин» для более активного роста цен на продовольственные и тем более непродовольственные товары, поясняют они.

«Период борьбы за покупателя, когда ритейлеры использовали разнообразные инструменты для сдерживания цен и привлечения клиентов, позади», - считает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ Георгий Остапкович (его слова приводятся в обзоре). Руководителей розничных сетей уже не особо заботит реакция потребителя на ценовые изменения, констатировал он: «Особенно если данный рост цен вызван не личной прихотью, а ростом цен в новых прайс-листах со стороны поставщиков товаров».

В первую очередь это относится к малой и частично средней продовольственной торговле, поясняет Остапкович: такие компании, как правило, работают с товарами повседневного спроса и ориентированы на низко- и среднедоходное население. «Крупный торговый бизнес (сетевики) имеют больший простор для маневров. В конце концов потерю маржинальности на товары социальной значимости они могут «отбить» на товарах премиум-класса, которые практически не входят в постоянную продовольственную корзину потребления низкодоходного населения», - рассуждает Остапкович.

Таким образом, результаты обзора ВШЭ касаются ситуации в большей части российской розницы - на крупнейшие федеральные сети приходится лишь 28% российской торговли продовольственными товарами на начало 2016 г. (данные Euromonitor и годового отчета X5 Retail Group). Еще 38% - это региональная торговля современных форматов (дискаунтеры, супермаркеты и т. п.), остальные 34% - это традиционная торговля.

Крупнейшие ритейлеры действительно активно инвестируют в промоакции и скидки. Второй по обороту ритейлер в России - X5 (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») - отмечает в годовом отчете, что он наращивает количество промопредложений и расширяет ассортимент товаров по минимальным ценам. Это связано с тем, что покупатели активно ищут скидки, сокращают объемы потребления товаров, говорится в отчете.

У другого крупного ритейлера «Лента» из-за «инвестиций в цену» (то есть снижения цен на полке для привлечения потребителей) и других промоакций, направленных на поддержание покупательского спроса, валовая рентабельность по итогам 2015 г. немного сократилась - на 0,2 процентных пункта до 22,3%, говорится в сообщении компании.


Футболки с надписью:я самый лучший парень Майка с рисунком лифчика моника белуччи аупить

Комментариев нет:

Отправить комментарий